Михаил Сипер
Это было в конце 70-х годов. На озере Таватуй состоялся первый (и последний) семинар руководителей и участников клубов самодеятельной песни Свердловской области. Там было много интересного, кое-что малоинтересное, но самое главное произошло не в обсуждениях и спорах. Главное – это вечер знакомств. В то время ещё не было интернета, и многих мы знали по глухим записям. Теперь же все встретились и представили свои (и чужие) песни слушателям. И, естественно, произошли знакомства, переросшие в долгую и крепкую дружбу.
Известными и популярными «звёздами» там, разумеется, был дуэт Александра Кувалдина и Сергея Саловарова. Их исполнение песен А. Суханова было запредельно виртуозным. Потом выступили мы с Мешавкиным. Вася пел песни, я читал стихи, только что сочинённые и посвящённые этому семинару (из стиха помню только две строчки:"Когда волна ударит катер в нос И отбежит, синея от удара..."). А после нашего выступления встал высокий худой парень и спел про зелёную квартиру, где все горести и невзгоды прижигают зелёнкой добра. Очень необычными были и песня, и исполнение. Разумеется, мы все перезнакомились. Парня звали Сергей Молебнов.
Именно на этом семинаре Молебнов предложил Саловарову и Кувалдину объединиться в ансамбль, который потом стал называться «Зеркало». Мне повезло побывать с «Зеркалом» и на Ильменском фестивале, и на льду Медео во время фестиваля в Алма-Ате. Да и на Урале мы часто пересекались, я организовал им концерт в Дворце культуры Уралвагонзавода, часто бывал в Свердловске, иногда посещая их репетиции. У меня с Серёжей Молебновым сложились такие доверительные и взаимоуважительные отношения. Я был фанатом «Зеркала», знал (и до сих пор помню) наизусть все их песни, а Серёже нравилось то, что делали мы с Васей. Прямым доказательством этого явилось то, что в репертуаре «Зеркала», состоявшем только из песен Молебнова на чьи-либо стихи, была всего одна песня других авторов – наша «Зелёная лампа».
Потом наши пути надолго разошлись, Серёжа решил стать профессионалом, он с ансамблем, получившим название «Незабудка» и потерявшем в пути их ведущий дуэт Саловарова и Кувалдина, пошёл работать в Павлодарскую филармонию. Это длилось несколько лет, ничего особо хорошего не принесло, и Сергей возвратился в Свердловск, сделав попытку возродить прежнее «Зеркало». К тому времени погиб замечательный скрипач и умница Дмитрий Миронов. Молебнов взял в новый состав «Зеркала», помимо Саловарова и Кувалдина, скрипача Витю Смирнова и контрабасиста Борю Черданцева. Я помню совершенно грандиозный концерт возрождённого ансамбля в актовом зале Свердловского обкома ВЛКСМ. Зал был забит битком. У многих были слёзы на глазах – конечно же, от радости.
Но и это счастье продлилось недолго, Сергей Молебнов уехал в Ленинград. Ансамбля «Зеркало» в его прежнем составе не стало…
В Питере Серёжа, насколько я знаю, продолжал создавать ансамбли, даже хоры и исполнял песни «Зеркала». Но этого я не знаю точно, так как уехал в Израиль и контакт прервался окончательно.
Почему я это вдруг всё вспомнил? По очень горестному поводу. Позавчера, 4 сентября Сергей Молебнов скончался. Его жена (не поднимается рука написать «вдова») Галя сказала кратко: «Сердце…" Да, то самое сердце, через которое Серёжа пропускал все песни, всю музыку, остановилось. Светлая память, Серёжа. Светлая тебе память. Для нас, помнящих и любящих тебя – это очень большое горе.
ПОСВЯЩЕНИЕ «ЗЕРКАЛУ»
В морозный день и жаркий час,
Друзья, я мыслями средь вас,
Хоть разбегаются дороги
И времени скрипучи дроги,
Но вы всегда (да и сейчас)
Со мною на одном пороге.
Мы все условности ломаем,
Когда друзья со мной – я жив,
Я понимаю ваш порыв
И сам я вами понимаем.
Устав от вечных колебаний,
Мы забываем, жизнь любя, —
Страшней любых непониманий
Непонимание себя.
Но мы враги дежурных фраз,
Ненужных слов, фальшивых строчек,
Мы больше верим в одиночек,
Кем и являемся сейчас.
Мы одиноки, хоть и вместе,
И вместе мы, хоть и одни,
Друг другу скрашиваем дни,
Слова мы превращаем в песни.
Я помню горы и костры
В Алма-Ате на фестивале…
Про сон и пищу забывали,
Так впечатления остры.
И серьги брякали взахлёб,
Когда мы с гор сошли в долину.
Дорога не казалась длинной,
И ветер гладил мокрый лоб…
Я снова здесь, среди друзей,
Неунывающий Сергей,
Ещё Сергей и Саша с Димой –
Вы мною будете любимы,
Наверно, до скончанья дней,
Когда я с вами – я добрей
И снисходительней к проступкам,
И не толку я воду в ступе,
И не скучаю у дверей.
Мне с вами просто и легко,
Вы рядом, хоть и далеко.
1981 год
Вот он, тот самый спуск с гор на Медео... Слева направо:
Василий Мешавкин, Сергей Саловаров, Сергей Молебнов, Михаил Неволин и я. Качество фото плохое, но это память. Мы шли и пели в полный голос матерные частушки, завершая каждую припевом "Только серьги брякают!" 1980 год. Было очень весело, мы шли невыспавшиеся, голодные, трезвые, одним словом — молодые. И живые...